Современынй танец

Стратегия, теории, концепции

История и основные этапы развития современного танца

В настоящее время существуют 4 основные системы танца:
классический танец, джаз танец, танец модерн и народный танец. Это те направления танца, которые имеют свою историю, свою школу, свою систему подготовки исполнителей, свою лексику. Одновременно существуют и развиваются направления танцевального искусства. К ним можно отнести спортивный бальный танец, степ, фламенко, социальный или бытовой танец. Отдельно хотелось бы остановиться на порождении советского искусствознания, термине "эстрадный танец". В понятие " эстрадный танец" входят и стилизации народных танцев, спортивные танцы, деми-классика, танцы в стилях бытовой хореографии, степ. Таким образом, понятие " эстрадный танец" объединяет достаточно много направлений хореографического искусства.
Однако в последние годы наблюдается все больше микстовых танцевальных техник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти, прежде всего, что-то новое, необычное, вне зависимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством танцевальных техник, то процесс заимствования и соединения неизбежен. И в последние годы возник термин CONTEMPORARY DANCE, направление танца, которое невозможно отнести к какому-либо стилю или системе. И это естественный процесс интеграции.

Главные хореографы современного танца и их концепции

Айседора Дункан - основательница современного танца

Марта Грэм - основательница танца модерн, разработала технику контракшн - релиз ( на выдохе, движение из центра, графичные позы, ладони cups и пальцы склеены, использование объемной одежды, тканей для увеличения амплитуды.

Хосе Лимон, Хэмфри - движение основано на suspension (сжатие) и принципе fall and recovery.

Джон Баланчин - неоклассический балет. Характерно заворачивание бёдер и коленей внутрь. Неклассические переходы между позами.

Мерс Каннингем - округления в спине , пальцы вместе. Убрал иерархию пространства на сцене, центричность.

Тина Бауш - танцтеатр, европейская Школа - спирали, изменение скорости, гранд плие, широкий корпус, естественное положение стоп, расслабленные мышцы, движение от дыхания.

Матс Эк - движение за руками, классические прыжки и элементы с подвижными руками и ногами, стопы на себя, колени согнуты, работа с мимикой.

Уильям Форсайт - работа с геометрией и линиями, работа с памятью.

Охад Нахарин - работа на основе импровизации, задаются ощущения, перемещение воображаемого предмета, манипуляция воображаемым предметом, shake ( тряска), мышцы расслаблены.

Вим Вандекейбус - прыжок тигра, прыжок, стремящийся к параллели с полом, бег, подчёркнутая физическая сила, брутальность.

Кристал Пайт - спирали, движение инициирует рука, смена уровней, манипуляция, скольжение.

Соматика - ощущения чувств своего тела.
Техника релиза - импровизация основной источник создания движения, понятие необходимого и достаточного усилия
Лаборатория - совместность, импровизация и создание совместного танца хореографами и танцовщиками

Рудольф фон Лабан

Одним из теоретиков и вдохновителей танцевального экспрессионизма в Европе был Рудольф фон Лабан. (1879 - 1958). Венгерский танцовщик, балетмейстер, теоретик движения, интеллектуальный основатель Европейского современного танца, и изобретатель наиболее широко используемой системы записи танца. Его метод записи человеческого движения, теперь называется Labanotation, был обоснован в теоретическом труде "Кинетография" (1928). Лабан предложил универсальную теорию танцевального жеста, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластическо-динамических характеристик, независимо от того, к какой национально-стилевой и жанровой категории они принадлежат. Пространство, Время, Энергия три константы, на которых построил Лабан свою теорию движения. По теории Р.Лабана все движения можно разделить на пять основных групп:
1.Передвижение (поступательное движение)
2.Состояние покоя. В качестве расслабления и в качестве напряжения, как задержка мышечной деятельности, балансирование.
3.Жестикуляция (движение частями тела)
4.Элевация. Подъемы и прыжки
5.Вращение. Как всего тела, так и отдельных его частей.

Главную роль в этом направлении танца играет способность исполнителя к импровизации, т.е. его способность самовыражаться через движение. В танце, по Лабану, человек должен быть свободен от канонов, а так как танец выражает общественные отношения, Лабан надеялся через него оказать влияние на общество.

Основные принципы движения танцоров современного танца

Музыкальная структура

  • Вступление
    Обычно 1-2 такта, но может быть и больше в зависимости от композиции. Дальше начинается музыкальная фраза.
  • Удар
    Для удобства озвучиваем под счет в размерах такта. Временной промежуток между ударами всегда одинаковый. Счет - это удар и время до следующего удара.
  • Такт 
    Синкопирование при увеличении кол-ва действий на такт. При шаге на И или на А он называется синкопированным. Такт - это 3 или 4 счета.
  • Фраза
    Музыкальная фраза - 8 тактов. Внутри фразы такты отличаются друг от друга. Первый сильный, второй слабый, третий сильный, но слабее, чем раз; четвертый слабый, пятый сильный (между 1 и 3), 6 слабый, 7 как пятый, восьмой (между 7 и 1).
  • Тема
    Музыкальная тема - 4 фразы. 2 первые фразы обычно похожи, 3 фраза обычно интенсивная, 4-ая похожа на 1,2.
  • Важно слышать и передавать музыку 
    Отображать в танце акценты и паузы, стараться танцевать сильно и слабо, быстро и медленно, отрывисто и непрерывно.
Танцевальное шоу
PERFORMING ARTS по линии IDO и ОРТО
PERFORMING ARTS по линии IDO и ОРТО
PERFORMING ARTS по линии IDO и ОРТО
PERFORMING ARTS по линии IDO и ОРТО
Образцовый коллектив Танцевально-спортивный клуб АЯКС

Правила для танцевальных дисциплин IDO
Исполнительские искусства (Performing Arts)

Исполнительские искусства:
• Show Dance • Джаз/Лирический танец • Степ • Акробатический танец • Балет • Современный танец • Болливуд • Production

Традиционные танцы:
• Народный танец/Фолк • Belly Dance/Oriental • Show Belly Dance/Oriental Show • Folk Belly Dance/Oriental Folk • Фламенко

Вышеперечисленные Дисциплины Performing arts могут быть представлены в следующих категориях:
• Соло мужчины • Соло женщины
• Дуэты (двое женщин, двое мужчин или мужчина и женщина)
• Трио (только Степ и Болливуд) – любая комбинация из трех танцоров
• Малая группа - 3-7 человек (Степ и Болливуд – 4-7 человек)
• Формэйшен – 8-24 человека
• Продакшен – 25 человек и более

Возрастные категории:

Бэби\Mini Kids 7 лет и моложе
Дети 12 лет и моложе
Юниоры 13-16 лет
Взрослые 17 лет и старше
Взрослые 2 31 год и старше
Синьоры 50 лет и старше (Belly Dance/Oriental)

Запрещено танцевать в разных возрастных категориях в рамках одной дисциплины и номинации в течении календарного года.
Возрастная категория участника определяется годом рождения участника в текущем календарном году, на момент соревнования.
Для дуэтов и пар возрастная категория определяется по возрасту старшего партнёра. Младший танцор может быть на 2 года моложе старшего из партнёров. Однако, разница в возрасте между партнёрами не может быть более 2 лет.
Участники танцевальных дисциплин Performing arts могут использовать только свою музыку. Танцоры не могут соревноваться сами с собой.

Реквизит:
Разрешается использование во многих Дисциплинах сценических искусств. Реквизит выносится и уносится самим участником за один раз, без посторонней помощи.
Примечание: На мероприятиях IDO не допускается использование громоздкого реквизита ни в каком из танцев, категорий, стилей или направлений.
Ручной реквизит – это любые предметы, которые выносятся при помощи рук и не являются частью костюма (колокольчики, флаги, трости, зонты и т.п.).
Напольный реквизит – это любые предметы, которые выносятся при помощи рук и ставятся на пол (стулья, ступеньки, лестницы, столы и т.п.).
Сценические декорации, или фоны – занавесы или задники.
Не допускается использование жидкостей и других веществ, которые могут повредить или сделать небезопасным танцевальное покрытие/пол сцены для выступающих.
Использование электрических приборов, например, создающих световые эффекты, подключаемых к розетке, допускается только при условии, что питание прибора производится за счет батареи.
Установка и демонтаж декораций и напольного реквизита должны занимать не более 15 секунд в категориях Соло, Дуэт и Трио и не более 25 секунд в категории Малая группа. В категории Формейшен допустимое время на установку и разбор декораций – не более 45 секунд. Время отсчитывается с того момента, как первый предмет декораций касается сцены. Данное правило распространяется на все Дисциплины Performing arts. Также данное правило действует и в тех случаях, когда танцором выносится ручной реквизит.

Продолжительность выступлений

Соло, Дуэт
Продолжительность выступления 1 минута 45 секунд (1:45) - 2 минуты 15 секунд (2:15)

Малая группа
Продолжительность выступления 2 минуты 30 секунд (2:30) - 3 минуты (3:00)

Формейшен
Продолжительность выступления 2 минуты 30 секунд (2:30) - 4 минуты (4:00)
В категории Дети Формейшен ограничение по времени – от 2:30 до 3:00 для всех видов исполнительских искусств, кроме Belly Dance и Фламенко.

Продакшен
Продолжительность выступления 5 минут (5:00) - 8 минут (8:00)


Поддержки (Lifts)
Поддержки – это движения/фигуры, в которых обе ноги танцора не касаются пола, и которые выполняются при помощи/поддержке другого танцора.
Поддержки допускаются в некоторых, но не во всех танцевальных дисциплинах. Данную информацию следует уточнять в разделах правил для соответствующих дисциплин.
Поддержки НЕ допускаются в категории Дети, за исключением номинаций Продакшен и Мини-продакшен (отмена от 1.01.16)

Акробатические движения

Под акробатическими движениями понимаются движения, в которых тело танцора вращается по вертикальной или горизонтальной оси, такие как сальто, колесо и т.п.
Акробатические движения допускаются в некоторых, но не во всех танцевальных дисциплинах. Данную информацию следует уточнять в разделах правил для соответствующих дисциплин.
Выполнение акробатических движений не всегда предполагает начисление дополнительных очков, а наоборот, может способствовать снижению баллов, в том случае, если движения выполнены технически неверно.

Специальные ограничения по исполнению танцевальных номеров
Каждый танцевальный номер не может быть представлен более чем в одной дисциплине.
Например, один и тот же номер не может быть исполнен и в номинации Джаз и в Show Dance.

Специальные ограничения по костюмам
В номинациях Джаз, Лирический танец, Модерн, Балет, Степ и Show Dance танцорам не разрешается менять костюмы во время своего выступления, за исключением заранее оговоренных случаев, не противоречащих Правилам. Танцорам также не разрешается менять музыку своего выступления в последующих конкурсных этапах.

Специальные ограничения в категории Дети
В категории Дети не допускается использование мрачных тематики, костюмов или музыки.