Джаз - модерн

Джаз, контемпорари, постмодерн.
Виды, основатели и концепции направлений.

О Джазе и модерне

Основным принципом джазового танца является импровизация. В модерне имеет значение внутреннее наполнение движения, четкость линий, умение работать с дыханием. Танец джаз - модерн – энергичный и выразительный, образный танец, который взял все самое лучшее с джазовой хореографии и модерна, к тому же он заметно улучшает координацию движений. Балет и танцы самых разных направлений смешались, и в результате родилось совершенно новое танцевальное направление, которое получило название «джаз». Считается, что джаз-танец создали африканцы, а в основе техники лежит негритянский фольклор, смешанный с танцами других эмигрантов, проживающих на территории США.

Разновидности джазового танца. Стили и направления
  • Сценический джаз (на основе творчества хореографа Алвина Эйли). AFRO JAZZ
    Характерно для пластики: грудная клетка, бедра, ноги в положении глубокого приседания, баунс, тяготеем к нижнему уровню пространства. 
  • Сценический джаз. Соул джаз
  • Сценический джаз. Блюз джаз
  • Сценический джаз. Лирикал
  • Сценический джаз. Спиричуэлс
  • Сценический джаз. Классический джаз

История развития джаз-модерна

Стили исполнения:

«Первобытный»: Данный стиль происходит от африканских народных танцев, которые исполняли рабы, привезенные в Америку из Африки, Вест-Индии, Кубы, Панамы и Гаити.
Ранний: В основе стиля лежит музыка конца 19 в. – начала 20в., такие танцы как TwoStep, Cakewalk, Grizzly Bear, Bunny Hug, Turkey Trot и Texas Tommy, от которых произошли быстрые танцы 1920-х годов – one-Step, Lindy Hop, Charleston и Black Bottom.
Именно слияние «черного» и «белого» танцев дало толчок к появлению сценической формы танца, который в последствие получил название джазовый танец.
Катрин Данхэм -хореограф, танцовщица, писатель, этнограф, впервые начала разрабатывать теорию и методику джазового танца. 18 апреля 1940 года она представляет в Нью-Йорке свою первую постановку «Тропики и горячий Джаз»-от Гаити до Гарлема, где рассказывает о пути «черного» джазового танца из Вест-Индии и Нового Орлеана до Гарлема. Именно этот
спектакль называют превращением «черного» танца в сценическое искусство.

Музыкальная комедия/Театральный джаз: Данные стили стали популярны благодаря фильмам и театральным постановкам 1930-х и 1940-х годов. Стиль Музыкальная джазовая комедия вобрал в себя также элементы других танцевальных направлений. В 1950-1960-е годы танец стал неотъемлемой частью постановок в Musical Theatre. Примером тому могут служить мюзиклы "Flower Drum Song", "Destry Rides Again", "West Side Story" и "Seven Brides for Seven Brothers". В 1978 году мюзикл "Dancing" показал, что песни и книги играют второстепенную роль в танце, даже почти не существуют.
К началу 70 годов 20 века сложилось несколько основных школ модерн-танца: техника Марты Грэхем, техника Дорис Хамфри, техника Хосе Лимона, техника Мерса Каннингема.
Одновременно развивалась и совершенствовалась техника джазового танца. Естественно, что педагоги и хореографы все более и более синтезировали на своих уроках и в постановках различные техники и стили танца.
Известным педагогом, создавшим технику модерн-танца, был Лестер Хортон. Из его школы в дальнейшем вышли известные педагоги и хореографы – А. Эйли, Д. Триит, Дж. Коллинз, К. Делавалад. Эта школа положила начало джаз-модерн танцу, техника которого объединяет джазовый танец и танец–модерн.
Первым педагогом и хореографом, объединившим технику танца модерн и технику джазового танца, был Джек Коул (Jack Cole). Его система называлась хинди-джаз и объединяла технику изоляции «черного» танца, движения индийского фольклорного танца и достижения «Денишоун» - первой школы танца модерн. Именно его ученику - Мэтту Мэттоксу (Matt Mattox) принадлежит заслуга техники модерн-джаз танца, в которой он органично соединил классический балет и джаз. Он начинал с изучения классического балета и степа, поэтому в его системе преподавания наряду с техникой изоляции, использованием различных уровней и шагами джазового танца, используются движения классического экзерсиса.
Одним из известных педагогов, синтезировавших в своей методике технику классического танца и джаза, был Луиджи (Юджин Луис), учившийся у Брониславы Нижинской и Адольфа Больма.
Еще одно имя в ряду основателей джаз-модерн танца – Гас Джордано. В 1966 году появился первый учебник, написанный Джордано и посвященный технике джаз-модерн танца. До сего времени этот учебник является основой в практике многих педагогов во всем мире.
В 60-е годы 20 века происходит взрыв интереса к джаз-модерн танцу и в Западной Европе. Первые семинары начали проводится в 1959 году, когда в ФРГ приехал Уолтер Нике, ученик Катрин Данхэм. Он преподавал здесь до 1961 года, затем его сменил ученик Алан Бернард. Таким образом, к началу 70-х годов возникло новое явление в танцевальной практике и педагогике - джаз-модерн танец. Эта школа завоевала приверженцев во многих странах мира. Она как никакая другая позволяет наиболее комплексно воспитывать тело танцора, что немаловажно в повседневной практической работе, когда исполнителю приходиться сталкиваться с балетмейстерами различного стиля, различных направлений и систем.

В 1975 году появился первый учебник (автор учебника- Гас Джордано (Gus Giordano), посвященный технике модерн-джаз танца. До сегодняшнего времени этот учебник является основой в практике педагогов всего мира.

Современный: Танцевальный стиль, ранее исполняемый под музыку популярную в текущий период времени, позднее, в конце 1950-х – под музыку Современного джаза, под произведения таких музыкантов как Диззи Гиллеспи, Арт Татум и Дейв Брубек.

Джаз сегодня (Today's Jazz Dance): Танец в данной дисциплине может быть исполнен с использованием разных стилей и ритмов – афро-кубинских, восточных, испанских и т.д. Композиция может быть представлена в образе персонажа – Ковбоя, Моряка, Клоуна и т.д., а может быть абстрактна по своей природе. В танец также могут быть включены элементы Модерна или Лирического джаза, исполняемого под такую музыку как "Wind Beneath My Wings" Бетти Мидлер.
Примечание: Не следует путать Современный балет с дисциплиной Джаз. Элементы Современного балета не могут быть использованы в данной дисциплине. Допускается использование элементов других современных стилей, таких как Хип-Хоп, Диско, Брейкданс, однако, они не должны доминировать над движениями основного стиля.
Jazz vs Show Dance
Порой очень непросто отличить Show Dance от Джаза, однако, некоторые различия все таки есть. Существует огромное количество джазовых направлений – начиная со стиля 1920-х и заканчивая современными вариациями. Как правило, номер в тиле Джаз представляет собой лишь танец, без какой-либо определенной темы или идеи. Джаз – это постоянно развивающееся танцевальное направление. Некоторые могут сказать, что все танцы в стиле Street Dance содержат в себе элементы Джаза. Чем же отличается Джаз от Street Dance? Определенно музыкой. Именно музыка диктует стиль танца. Значит ли это, что мотивы Хип-Хоп или Брейкданс не могут быть включены в джазовую композицию? Да, так как именно музыка определяет танцевальную дисциплину.
Тем не менее, танец в стиле Джаз может быть исполнен под музыку Хип-Хоп или Брейкданс, однако не наоборот.

Джаз в ОРТО (IDO). Общие положения

В данной дисциплине представлены следующие категории: Соло Мужчины, Соло Женщины, Дуэт, Малая группа и Формейшен.

1. Характеристика движений: Джаз представляет собой многогранную форму искусства. Вышеперечисленные джазовые стили – это лишь некоторые варианты того, что может быть представлено в данной дисциплине.
2. Весь номер должен состоять только из элементов, характерных для Джаза – прыжков, port de bras, а также из движений ногами и верхней части тела. При выставлении оценок учитывается координация и ритмичность движений танцоров. Обязательно ношение специальной обуви.
3. Акробатические движения: В данной дисциплине допускается использование акробатических элементов, в том случае, если при их выполнении тело танцора касается земли, и если данные движения не доминируют в танце над остальными.
4. Поддержки: Разрешается использование в танце поддержек в соответствии с Общими положениями для категорий Юниоры и Взрослые.
Примечание: Использование поддержек НЕ допускается в категории Дети.
5. Реквизит: Использование реквизита допускается в следующих случаях:
Костюмы: Ношение аксессуаров, таких как шляпы, шарфы, перчатки, пояса и т.д., допускается в том случае, если они являются частью костюма. Танцоры могут снимать их, сбрасывать с себя или передавать друг другу. Запрещается оставлять аксессуары на сцене по окончании номера. Если, например, участник во время исполнения композиции сбрасывает с себя шарф, то по окончании номера выступающий обязан поднять шарф и унести его с собой со сцены.
Ручной реквизит: Допускается использование ручного реквизита (тростей, зонтов, чемоданов, зеркал, флагов и т.д.), в том случае, если реквизит является неотъемлемой частью танца. Танцоры могут ставить реквизит на пол во время своего выступления, однако по окончании номера должны обязательно унести реквизит со сцены. Ручной реквизит не может быть использован в качестве напольного реквизита. Другими словами, нельзя, например, выйти на сцену с зонтом, положить его на пол и протанцевать весь танец без использования зонта.
Напольный реквизит: Допускается использование напольного реквизита (стульев, коробок, лестниц и т.д.), в том случае, если танцоры при выходя на сцену самостоятельно его выносят. Напольный реквизит должен быть составной частью танца и использоваться во время всей композиции. Использование предметов для украшения сцены запрещено. По окончании номера танцоры обязаны унести реквизит со сцены.
Декорации: Использование любых декораций запрещено.
6. Пение под фонограмму запрещено в данной номинации.

Как правило, танец в дисциплине Show Dance имеет какую-либо тему, рассказывает какую-либо историю, однако возможны и другие варианты. Например, в основе танца могут лежать эмоции, цвет или слово.
Танец в стиле Джаз не обязательно должен подчиняться какой-либо идее, в основе композиции может лежать лишь танец.
Техника Модерна может составлять основу танца в стиле Джаз или Show Dance. Однако, это зависит от того, насколько номер представляет собой «шоу». Лирическая композиция, исполняемая в номинации Show Dance под песню Уитни Хьюстон, без определенной темы или идеи может получить низкие оценки по системе 4-D. Однако, если композиция оценивается по системе 3-D, возможны и высокие оценки за ту же композицию.
В дисциплине Show Dance большое значение имеет способность участников с помощью техники раскрыть тему танца. Хореография танца и то, как ее представляет танцор, должны представлять сценическую ценность. Важную роль также играет образ, создаваемый танцором. Однако, в номинации Джаз сценическая ценность танца не должна влиять на оценки судей. Оценки должны быть выставлены только по соответствующим параметрам: за технику, хореографию и образ, общий внешний вид танцора.

Модерн в ОРТО (IDO). Общие положения

В данной дисциплине представлены следующие категории: Соло Мужчины, Соло Женщины, Дуэт, Малая группа и Формейшен.

Модерн – это художественная форма, которая вобрала в себя элементы многих танцевальных стилей, которая изменялась и развивалась на протяжении многих лет.
Модерн – один из наиболее свободных и гибких стилей танца, в котором хореограф использует настроение и эмоции при построении композиции, в отличие от Балета, в котором все движения четко структурированы. В Модерне во многих элементах преднамеренно обыгрывается сила тяжести, гравитация, в то время как в Балете все движения легки и воздушны.
Развитие стиля Модерн логически вытекает из танцевальных стилей 20 века. В то время многие танцоры стремились выйти за твердые рамки Балета, который они считали слишком негибким, строгим и сдерживающим. Они искали новые формы и техники, и, в итоге, положили начало новому танцевальному стилю.
В данной танцевальной дисциплине используются современные танцевальные техники, по большей части, созданные в первой половине 20 века великими европейскими и американскими танцорами и хореографами, такими как Марта Грэм, Хосе Лимон, Элвин Эйли, Мерс Каннингем, Лестер Хортон, Мэри Вигман, Ханья Хольм и другие.
Однако, это вовсе не значит, что танцоры, выступающие в стиле Модерн, должны использовать только техники прошлого века в их первоначальном виде. Напротив, приветствуется использование современных тенденций и совершенно новых, экспериментальных техник, оригинальных идей в танце. Модерн постоянно рассказывает новое о теле, о том, как оно работает, предлагает иное качество движений и самовыражения, дает пространство для творчества и эксперимента.

1. Характеристика движений: Танец должен включать в себя элементы современных танцевальных техник и новых течений, а также соответствовать возрастной категории и танцевальным навыкам участников.
Включение в композицию элементов Современного балета не допускается. Допускается использование элементов других современных стилей, таких как Хип-Хоп, Диско, Брейк данс, однако, они не должны доминировать над движениями основного стиля.
Главный критерий оценки выступления – уровень танцевальной подготовки участников наряду с тематикой, идеей танца. История, сюжет танца также учитываются, однако, им не придается такое значение, как, например, в Show Dance. В первую очередь оценивается настроение, эмоциональный посыл композиции.
В данной дисциплине идея или концепт танца, его тематика должны соответствовать возрастной категории участников, особенно если композиция затрагивает тему личных переживаний человека, его близких отношений с другими людьми.
2. Акробатические элементы и поддержки: Использование акробатических движений допускается, если это оправданно тематикой композиции. Не допускается большое количество гимнастических движений. Танец в стиле Модерн не должен выглядеть как акробатический номер. Поддержки запрещены в категории Дети.
3. Реквизит и декорации: Допускается использование реквизита, однако он не должен затмевать танец. Использование задников запрещено.
4. Костюмы: Костюмы танцоров должны быть хорошо подобраны с эстетической точки зрения и в соответствии с возрастом участников