Изоляции, как правило, подвергаются все центры от головы до ног. Однако возможны комбинации, когда последовательно исполняется одно движение головой, одно плечами, одно
грудной клеткой, одно руками, одно тазом, одно ногами. При исполнении подобных "цепочек" очень важно использовать принцип управления, т. е. из одного центра передавать импульс в другой. Первоначально все движения изучаются в "чистом" виде, причем возможно исполнение двумя способами: медленное сжатие и расширение (например, медленный наклон головы вперед и максимальный наклон головы назад) или резко достичь максимального положения. Но в том и другом случае центр, приведенный в движение, должен достигать своего крайне возможного положения. Второй этап обучения соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг. Следующий этап соединение в более сложные геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры. И, наконец, последний этап соединение движений нескольких центров (об этом подробнее в
разделе "Координация"). Основная задача педагога во время изучения движений изолированных центров следить за тем, чтобы движения были действительно изолированными, чтобы во время движения одного центра не двигался другой. Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, так как анатомически все центры тесно связаны.
Рассмотрим движения изолированных центров:
ГоловаВиды движений:
- наклон вперед и назад;
- наклоны вправо и влево;
- повороты вправо и влево;
- sundari ( смещение шейных позвонков при нейтральном положении головы вперед, назад и из стороны в сторону)
Наиболее распространенные комбинации:
Крест. Наклон вперед, в сторону (вправо или влево), назад в другую сторону, каждый раз возвращаясь в центр.
Квадрат. Те же направления: вперед, вправо, назад, влево, без возврата в центр.
Круг. Слитное соединение всех направлений.
Фиксированный полукруг. Поворот вправо, слитный перевод влево, касаясь подбородком груди.
Свинговый полукруг. Свободное раскачивание головы справа налево, шея максимально расслаблена.
Sundari крест. Голова вперед центр смещение вправо центр смещение назад
ПлечиВиды движений:
подъем одного или двух плеч вверх;
движение плеч вперед назад;
twist плеч: резкая смена направления движения, одно плечо вперед, другое назад, или одно вниз, другое вверх.
шейк плеч. ( потряхивающее волнообразное движение расслабленным плечевым поясом)
Наиболее распространенные комбинации:
Крест. Крест может начинаться в любом направлении; возможны акценты в той или иной точке.
Квадрат. Исполняется аналогично кресту, но без возврата в центр. Все точки квадрата должны быть равноудалены от центра.
Полукруги. Могут исполняться одним и двумя плечами одновременно. Наиболее распространены полукруги спереди назад и сзади вперед через верхнюю точку, однако возможен переход и через крайнюю нижнюю точку.
Круг. Исполняется в двух направлениях к себе и от себя; может исполняться двумя плечами одновременно и каждым отдельно.
"Восьмерка". Два круга, которые исполняются поочередно: начинает правое плечо, при достижении им крайней верхней точки приходит в движение левое плечо. Так же, как и круги, "восьмерки" могут исполняться к себе и от себя. Главное при исполнении "восьмерки" удержать центральную ось, чтобы оба плеча были равноудалены от центра.
Грудная клеткаВиды движений:
движение из стороны в сторону;
движение вперед - назад;
подъем и опускание.
Несмотря на то, что возможных движений грудной клетки довольно много, это центр наименьшей подвижности. Поэтому развитие ее подвижности важная задача. Прежде чем приступить к изучению движений, необходимо объяснить учащимся, что должна двигаться только грудная клетка, только ребра, без движений плеч или таза.
Наиболее распространенные комбинации:
Крест - исполняется в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Квадрат.
Полукруги. Исполняются справа налево и слева направо через крайнюю переднюю точку.
Круги. Исполняются в горизонтальной и вертикальной плоскости за счет слитного соединения всех направлений.
Таз (пелвис)Движение таза наиболее эффектное, часто встречающееся в африканских и латиноамериканских танцах, дает большое количество разнообразных комбинаций.
Иногда будет встречаться выражение "подъем бедра" (в этом случае речь идет о движениях лишь боковой части таза, а не ноги от колена до паха).
Виды движений:
движение вперед - назад;
движение из стороны в сторону;
hip lift подъем бедра вверх;
shimmi - спиральное закручивающее движение
jelly roll аналогично шейку, мелкое дрожание внутренними ягодичными мышцами.
Наиболее распространенные комбинации:
Крест. Как и во всех остальных движениях изолированных центров, он может исполняться двумя способами: резкий, стаккатированный толчок
thrust и медленное сжатие. Крест может начинаться с любой точки; возможны акценты.
Квадрат. Исполняется по тем же направлениям, что и крест, но без возврата в
центр. Основное внимание следует уделить неподвижности коленей и равноудаленности всех точек от центра.
Полукруги. Исполняются слева направо и справа налево как через переднюю
крайнюю точку, так и через заднюю крайнюю.
"Восьмерка". Правое бедро выдвигается направо по диагонали, затем полукруг и возврат назад. При возврате правого бедра аналогично начинает двигаться левое.
На начальной стадии обучения можно использовать трамплинное сгибание коленей, которое дает дополнительный толчок для движения бедер. В дальнейшем необходимо научиться исполнять "восьмерку" изолированно.
Полукруг одним бедром. В этом случае "рабочая" нога должна находиться "без веса". Полукруги одним бедром могут исполняться наружу и вовнутрь.
РукиВ данном разделе нас интересуют изолированные движения, которые могут исполняться так называемыми АРЕАЛАМИ центра. В руке это кисть и предплечье.
Эти части руки могут двигаться независимо друг от друга и в сочетании друг с другом. Кисть может двигаться вверх и вниз, а также исполнять круги. То же касается и предплечья. Во время движений предплечья локоть должен оставаться неподвижным и не менять своего расположения.
НогиСтопа может изолированно исполнять движение вверх и вниз, соответственно flex и point, а также делать круги внутрь и наружу. То же касается и голени, когда движение происходит в коленном суставе.
КоординацияКоординация присутствует во всех разделах урока, везде, где необходимо соединить движения двух или более центров в одной комбинации.
Первый этап обучения координация изолированных центров. Координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении. Затем эта координация усложняется движением в оппозицию, введением сложных ритмических рисунков. И, наконец, последний этап координация нескольких центров во время передвижения.
Примеры координаций: 1. Свинговое раскачивание головой и тазом вперед
назад.
2. То же оппозиционно: голова начинает движение назад, таз вперед.
3. Параллельное движение головы и таза из стороны в сторону.
4. То же оппозиционно.
5. Полукруги тазом и головой справа налево и слева направо.
6. То же оппозиционно.
7. Голова двигается вперед назад, плечи исполняют полукруг спереди назад и
сзади вперед.
8. То же оппозиционно.
9. Голова исполняет наклон вправо, одновременно подъем вверх левого плеча, то же в другую сторону.
10. Голова исполняет sundari вперед назад, плечи двигаются вверх вниз.
11. Голова исполняет крест, в параллель движение таза.
12. Аналогично исполнить квадрат.
13. Аналогично круг.
14. Оппозиционный крест.
15. Аналогично оппозиционный квадрат.
16. Голова исполняет повороты вправо, влево, одновременно движение грудной клетки вперед назад.
17. Голова исполняет круг, одновременно круг кистями, руки во второй позиции.
18. Круг головой и круг предплечьями.
19. Наклоны головы вперед назад, одновременно battement tendu правой ногой.
20. Крест головой с одновременным трамплинным сгибанием и выпрямлением коленей.