Связь с нами
Ответим на все вопросы!
Запись на занятия.
Предложения по выступлениям и соревнованиям.
Viber
Mail
WhatsApp

Джаз, классичский джаз, джаз-модерн, афроджаз
(Практика)

Упражнения по джазу. Правила исполнения джазовых элементов.
Джазовые комбинации, кроссы.
Образцовый коллектив танцевально-спортивный клуб АЯКС

Упражнения и методы тренировок по джазу

Разогрев, разминка, упражнения на изоляцию, растяжку, тренировочные комбинации, батманы, пируэты, прыжки, кроссы, комбинации

Разогрев, разминка (WARM UP)


В этом разделе урока основная задача привести в "рабочее" состояние все мышцы нашего тела. Даже в классическом уроке многие педагоги варьируют начало урока. Некоторые начинают с марша и бега по кругу, другие начинают станок с demi и grand plie, а кто-то с battements tendus. В уроке модерн-джаз танца возможностей разогрева гораздо больше. Во
первых,он различается по месту расположения исполнителя и может быть:
А) у станка Б) на середине класса В) в партере

Во-вторых, он различается по динамике исполнения, возможно сочетание упражнений выполняемых в быстром темпе с упражнениями в медленном темпе.
Однако, где бы не располагался исполнитель, основная задача педагога последовательно разогреть:
А) стопы и ахиллесово сухожилие Б) коленный сустав В) тазобедренный сустав Г) позвоночник
Исходя из этих задач, и подбираются упражнения. Анализируя лексику, используемую в "Разогреве", можно выделить несколько групп движений:
А) движения заимствованные из классического танца
Б) движения для разогрева и развития подвижности позвоночника
В) упражнения stretch характера (растяжки)
Г) упражнения свингового характера для расслабления позвоночника и суставов
Необходимо ощущение вытянутости все время - ушки тянутся наверх, плечики вниз. Нижний центр - нижний контракшн - собран.

  • Разминка АЯКС 1.
Медленно и плавно на 4 счета - Рука вверх через полукруг, контракшн с руками в первой позиции, рука в сторону, shimmy, арч, керв, рол даун, плие 2 , рол ап, флет бек назад, вперед, дроп. Side stretch - через полукруг в контракшн - "забираем" голову растягиваем в стороны - уходим с головой вниз ролл и в центр - ручки наверх (5-я) - арч - контракшн - круги руками твист в корпусе, передняя нога в плие, задняя сначала прямая, потом уходит в плие. Roll down на 8 - 2 глубоких плие - опускаем таз и тянем грудную клетку наверх - roll up - руки в замочек сзади - за ними наверх и потом уводим назад, растягиваем грудную клетку наверх - flat back - плие с руками к корпусу - deep body band - roll up. Глубокий присед на полную стопу - наклон корпуса к выпрямленным ногам - упор лежа - уход на колени и корпус вперед, рука в сторону и корпус тянем в сторону - волна вперед up dog - down dog, нога наверх - выпад вперед (колено подгибаем и кладем на паркет, не садимся на ногу, качаемся), заднюю ногу берем рукой и сгибаем к корпусу - садимся тазом на пол и тянем корпус в сторону к выпрямленной ноге растягивая сторону и вниз к ноге - up dog, разминаем стопу - down dog поза зародыша и обратно 2 раза - up dog, прыжок ноги к себе - тянем корпус к выпрямленным ногам - roll up - наверх и контракшн.

  • Разминка АЯКС 2. Связка стрэтч - характера.
Голова - баунс 2 - релеве руки вверх - свинг в сторону и вниз - ралеве руки в стороны - флэтбек в диагональ, к ноге вниз - пятка, носок - выпад в сторону, lunge, твист корпуса снизу вверх - на прямую переднюю ногу - рол даун - в партер up dog - ноги 2 широкая , тянемся к ногам - партер up dog - side streinch - ноги вместе, ралеве - frog, корпус к ногам - нога вперед с согнутым коленом , назад прямая, колено тянем к полу, тянемся к полу корпусом вперед - продольный шпагат - ноги раскрыли в стороны, руки округлены наверх, тянемся корпусом к полу, спина прямая - ноги вместе, поднимаем по одной прямой ноге рукой - мостик из положения стоя.

Упражнения, связанные с разогревом ног - plie, releve, battement tendu, battement jete

Jumps - runs - шея- плечи - глубокое плие (2 развернутая широкая), кач - ралеве - паучок (+ shoulders and switch) - jackknife, ноги прямые и плие - спираль в стороны и side streinch - flatback (по кругу) и тянемся к стопе - roll up - стоим на ралеве со сменой позиций в руках, далее качаем стопу - пасе и качаем подъемы на ралеве - выпад вперед, тянем и раскачиваем - leg high -садимся нога согнутая, вторая вперед прямая, наклон к прямой - lunge side (выпад в сторону) - frog - ноги вперед прямые - ноги подгибаем вперед, задняя прямая - шпагаты или до точки натяжения - лягушка ноги назад - поза зародыша - упор лежа скалолаз - лежа на спине таз поднимаем и пресс качаем.











Для разогрева используется музыка свингового характера размера 2/4, однако возможна и медленная музыка на 4/4, особенно при исполнении наклонов, спирали торса.

Позиции рук, ног, корпуса

  • Постановка корпуса в джазе
Стопы параллельно на уровне бедер. Полная стопа на полу. Колени при сгибе смотрят вперёд Копчик вниз, лобковая кость вверх - на одной линии параллельной полу. Центральная линия плеча соответствует центральной линии бедра. Плечи опущены, плечевые суставы раскрыты, лопатки вставлены. Мышцы шеи подтянуты, но напряжены. Затылок, лопатки и крестец находятся на одной плоской поверхности. Макушка тянется вверх.
Позиция корпуса в джазе и ощущение центра.
Комбинация упражнений на изоляцию.

Подготовительная - руки округлены, овальной формы
1-я - руки на уровне солнечного сплетения
2-я - руки в стороны на высоте плеч
3-я арабеск - одна впереди, одна в сторону
4-я позиция - одна рука вверх ( плечо сильно тянется вниз), вторая вниз
5-я - 2 руки наверх
6-я - одна рука в в первой позиции, вторая во второй
7-я - одна от локтя под углом 90 градусов, вторая в сторону
8-я - 2 руки перед собой 90 градусов

Вспомогательные положения рук:

V, L, Египет позиция, Пресс позиция при высоких махах, джазовая рама сверху и снизу, танцевальное положение одна рука овальной формы вверх, вторая вниз.

Прямые позиции
Подготовительная современная позиция — руки вдоль туловища, вытянуты вниз и прижаты к телу.
I современная позиция — руки вытянуты параллельно перед собой на уровне плеч.
II современная позиция — руки вытянуты в стороны на уровне плеч.
III современная позиция — руки вытянуты параллельно вверх.

V - позиции (ви-позиции)
Подготовительная V позиция — руки вытянуты вниз и слегка разведены в стороны, образуя перевернутую букву V.
I V-позиция — руки вытянуты перед собой на уровне плеч и слегка разведены в стороны, образуя букву V.
III V-позиция — руки вытянуты вверх и в стороны по диагонали, образуя букву V.

Закрытые позиции (close-poz [клоуз-поз])
I close-poz в сторону — руки согнуты в локтях, кисти на уровне солнечного сплетения (груди). Локти направлены точно в стороны, руки не прижаты к телу, пальцы рук не соприкасаются. Иногда эту позицию называют А-позиция.
I close-poz вниз — руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч и не прижимаются. Локти направлены точно вниз. Иногда эту позицию называют Б-позиция.
II close-poz — руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч. Локти направлены точно в стороны.

Пресс-позиции (press-poz [пресс-поз])
Подготовительная press-poz — локти присогнуты и направлены в стороны. Кисти вытянуты и прижаты по бокам к тазовой кости.
I press-poz — руки согнуты в локтях на 90° закрывая живот таки образом, чтобы кисть одной руки была над локтем другой, а вторая кисть под локтем противоположной руки. При этом руки не прижимаются к телу.
II press-poz — руки согнуты в локтях и направлены в стороны слегка перед собой, параллельно полу. Локти направлены к внешним косым мышцам пресса, но не прижимаются.
III press-poz — аналогична классической III позиции, только локти более согнуты.

  • Кисти рук
Кисти классические (большой палец стремится к фаланге третьего пальца его не касаясь), либо джазовые - склеенные пальцы.
Jazz-hand [джаз-хэнд] (Bob Fosse) — дословно с английского означает джазовая рука. Пальцы напряжены и максимально разведены друг от друга.
Flex [флэкс] — сокращенная кисть, т.е. ладонь перпендикулярно к предплечью.
Stretch [Стрэйч] — вытянутая кисть, т.е. ладонь раскрыта и является продолжением предплечья.
Fist [Фёст] (stone - hand) — сжатый кулак.
French - hand - расслабленные руки согнутые в стороны в локте.
Flower - hand - раскручивается в виде спирали.


1-я джазовая - параллельная стопы склеены вместе, на одной прямой
2-я - стопы на уровне бедер
2-я - параллельная джазовая широкая, ноги шире плеч
3-я - ноги вместе пятка на уровне середины стопы другой ноги
4-я параллельная позиция ноги правая вперёд, левая сзади(на одной линии это Б позиция), вес тела на сзади стоящей ноге
4-я джазовая - из второй, с разворотом в точку номер 8, вес тела между двух ног, глубокое Деми-плие, пятка стопы задней ноги отрывается от пола
4-я джазовая позиция в твисте - из демиронд, вес тела на передней ноге.
Классические позиции 1-5. Развёрнутые - out позиции. Параллельные - in позиции

  • Положение стоп в джазе
Вытянутый подъем - point, Стопа на полупальцах - Demi point, Сокращённая стопа - flex, Лежащая на полу стопа - brush, Движение согнутого колена и натянутой стопы (гарцевание) - prance, Резкий выброс ноги от колена - kick


  • DEMI и GRAND PLIE
1. По параллельным позициям
2. Перевод стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот во время исполнения demi и grand plie.
3. Изменение динамики исполнения, например медленное приседание на 4/4 и резкий подъем на 1/4
4. Соединение с releve и появление такого термина как pliereleve, т.е. сгибание коленей с одновременным подъемом на полупальцы.

  • BATTEMENT TENDU, BATTEMENT JETE
1. Исполнение по параллельным позициям
2. Перевод из параллельного в выворотное положение и наоборот
3. Исполнение с сокращенной стопой (flex)
4. Использование brash ,т.е. стопа опускается на пол, а затем втягивается в И.П.
5. Соединения:
а) с demi plie
б) с подъемом опорной пятки во время выноса на носок или броска
г) с подъемом опорной пятки во время закрытия
д) с полуповоротами и поворотами приемом fouette

  • ROND DE JAMBE PAR TERRE
1. Исполнение варианта из урока народно
сценического танца
2. Исполнение по параллельной позиции
3. Соединения;
а) с demi plie
б) с подъемом на 45 и 90 градусов
и) с сокращенной стопой (flex)

  • BATTEMENT FONDU, BATTEMENT FRAPPE
а) с сокращенной стопой
б) вариант из урока народно
сценического танца
в) по параллельным позициям

  • BATTEMENT DEVELOPPE , BATTEMENT RELEVE LENT
а) с сокращенной стопой
б) по параллельным позициям
3. GRAND BATTEMENT
а) с сокращенной стопой
б) с подъемом опорной пятки во время
в) по параллельным позициям

  • PRANCE
это движение состоит из быстрой смены следующих положений:
1 стопа на полупальцах
2 оттолкнуться пальцами от пола, вытянуть стопу, колено согнуто и свободно
3 вернуть в положение 1
4 опустить в И.П.
Обычно это движение исполняется по 1 парал. или 1 аут позициям ног. Может сочетаться с demi plie на опорной ноге на любой счет.

  • PAS TORTILLE
движение из урока народно-сценического танца, которое заключается в передвижение стопы по полу приемом "гармошки", открытие и закрытие стоп носком и пяткой по очереди.

  • CATCH STEP
это движение аналогично degage классического танца и заключается в переносе тяжести корпуса с одной ноги на другую через небольшое сгибание коленей и переход с полупальцев на всю стопу, обычно исполняется по 2 позиции ног из стороны в сторону или по 4 позиции вперед назад.

  • Упражнения на изоляцию с шагами в стороны в плие (по 2,4 шага)
Основной ход в стороны голова вниз - вверх - в стороны, твист плечами (руки jazz или flower ), смена позиций рук на каждый шаг: 8-1-2-5, 1-3, 1-7, 6 и 4 с переводом стороны, 1 - L, с Пор Де Бра, с работой торса (грудной клетки) вперед - назад в стороны, ладони на тазовых косточках, локти не двигаются. Твисты (скручивания корпусом, следить за разворотом плечей и руки через нижний полукруг проходят). Работа тазом вперед-назад- в стороны.

Упражнения на изоляцию

Изоляции, как правило, подвергаются все центры от головы до ног. Однако возможны комбинации, когда последовательно исполняется одно движение головой, одно плечами, одно
грудной клеткой, одно руками, одно тазом, одно ногами. При исполнении подобных "цепочек" очень важно использовать принцип управления, т. е. из одного центра передавать импульс в другой. Первоначально все движения изучаются в "чистом" виде, причем возможно исполнение двумя способами: медленное сжатие и расширение (например, медленный наклон головы вперед и максимальный наклон головы назад) или резко достичь максимального положения. Но в том и другом случае центр, приведенный в движение, должен достигать своего крайне возможного положения. Второй этап обучения соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг. Следующий этап соединение в более сложные геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры. И, наконец, последний этап соединение движений нескольких центров (об этом подробнее в
разделе "Координация"). Основная задача педагога во время изучения движений изолированных центров следить за тем, чтобы движения были действительно изолированными, чтобы во время движения одного центра не двигался другой. Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, так как анатомически все центры тесно связаны.

Рассмотрим движения изолированных центров:

Голова
Виды движений:
  • наклон вперед и назад;
  • наклоны вправо и влево;
  • повороты вправо и влево;
  • sundari ( смещение шейных позвонков при нейтральном положении головы вперед, назад и из стороны в сторону)
Наиболее распространенные комбинации:

Крест. Наклон вперед, в сторону (вправо или влево), назад в другую сторону, каждый раз возвращаясь в центр.
Квадрат. Те же направления: вперед, вправо, назад, влево, без возврата в центр.
Круг. Слитное соединение всех направлений.
Фиксированный полукруг. Поворот вправо, слитный перевод влево, касаясь подбородком груди.
Свинговый полукруг. Свободное раскачивание головы справа налево, шея максимально расслаблена.

Sundari крест. Голова вперед центр смещение вправо центр смещение назад

Плечи
Виды движений:
подъем одного или двух плеч вверх;
движение плеч вперед назад;
twist плеч: резкая смена направления движения, одно плечо вперед, другое назад, или одно вниз, другое вверх.
шейк плеч. ( потряхивающее волнообразное движение расслабленным плечевым поясом)
Наиболее распространенные комбинации:
Крест. Крест может начинаться в любом направлении; возможны акценты в той или иной точке.
Квадрат. Исполняется аналогично кресту, но без возврата в центр. Все точки квадрата должны быть равноудалены от центра.
Полукруги. Могут исполняться одним и двумя плечами одновременно. Наиболее распространены полукруги спереди назад и сзади вперед через верхнюю точку, однако возможен переход и через крайнюю нижнюю точку.
Круг. Исполняется в двух направлениях к себе и от себя; может исполняться двумя плечами одновременно и каждым отдельно.
"Восьмерка". Два круга, которые исполняются поочередно: начинает правое плечо, при достижении им крайней верхней точки приходит в движение левое плечо. Так же, как и круги, "восьмерки" могут исполняться к себе и от себя. Главное при исполнении "восьмерки" удержать центральную ось, чтобы оба плеча были равноудалены от центра.

Грудная клетка
Виды движений:
движение из стороны в сторону;
движение вперед - назад;
подъем и опускание.
Несмотря на то, что возможных движений грудной клетки довольно много, это центр наименьшей подвижности. Поэтому развитие ее подвижности важная задача. Прежде чем приступить к изучению движений, необходимо объяснить учащимся, что должна двигаться только грудная клетка, только ребра, без движений плеч или таза.

Наиболее распространенные комбинации:
Крест - исполняется в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Квадрат.
Полукруги. Исполняются справа налево и слева направо через крайнюю переднюю точку.
Круги. Исполняются в горизонтальной и вертикальной плоскости за счет слитного соединения всех направлений.

Таз (пелвис)
Движение таза наиболее эффектное, часто встречающееся в африканских и латиноамериканских танцах, дает большое количество разнообразных комбинаций.
Иногда будет встречаться выражение "подъем бедра" (в этом случае речь идет о движениях лишь боковой части таза, а не ноги от колена до паха).
Виды движений:
движение вперед - назад;
движение из стороны в сторону;
hip lift подъем бедра вверх;
shimmi - спиральное закручивающее движение
jelly roll аналогично шейку, мелкое дрожание внутренними ягодичными мышцами.
Наиболее распространенные комбинации:
Крест. Как и во всех остальных движениях изолированных центров, он может исполняться двумя способами: резкий, стаккатированный толчок
thrust и медленное сжатие. Крест может начинаться с любой точки; возможны акценты.
Квадрат. Исполняется по тем же направлениям, что и крест, но без возврата в
центр. Основное внимание следует уделить неподвижности коленей и равноудаленности всех точек от центра.
Полукруги. Исполняются слева направо и справа налево как через переднюю
крайнюю точку, так и через заднюю крайнюю.
"Восьмерка". Правое бедро выдвигается направо по диагонали, затем полукруг и возврат назад. При возврате правого бедра аналогично начинает двигаться левое.
На начальной стадии обучения можно использовать трамплинное сгибание коленей, которое дает дополнительный толчок для движения бедер. В дальнейшем необходимо научиться исполнять "восьмерку" изолированно.
Полукруг одним бедром. В этом случае "рабочая" нога должна находиться "без веса". Полукруги одним бедром могут исполняться наружу и вовнутрь.

Руки
В данном разделе нас интересуют изолированные движения, которые могут исполняться так называемыми АРЕАЛАМИ центра. В руке это кисть и предплечье.
Эти части руки могут двигаться независимо друг от друга и в сочетании друг с другом. Кисть может двигаться вверх и вниз, а также исполнять круги. То же касается и предплечья. Во время движений предплечья локоть должен оставаться неподвижным и не менять своего расположения.

Ноги
Стопа может изолированно исполнять движение вверх и вниз, соответственно flex и point, а также делать круги внутрь и наружу. То же касается и голени, когда движение происходит в коленном суставе.

Координация
Координация присутствует во всех разделах урока, везде, где необходимо соединить движения двух или более центров в одной комбинации.
Первый этап обучения координация изолированных центров. Координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении. Затем эта координация усложняется движением в оппозицию, введением сложных ритмических рисунков. И, наконец, последний этап координация нескольких центров во время передвижения.

Примеры координаций:
1. Свинговое раскачивание головой и тазом вперед
назад.
2. То же оппозиционно: голова начинает движение назад, таз вперед.
3. Параллельное движение головы и таза из стороны в сторону.
4. То же оппозиционно.
5. Полукруги тазом и головой справа налево и слева направо.
6. То же оппозиционно.
7. Голова двигается вперед назад, плечи исполняют полукруг спереди назад и
сзади вперед.
8. То же оппозиционно.
9. Голова исполняет наклон вправо, одновременно подъем вверх левого плеча, то же в другую сторону.
10. Голова исполняет sundari вперед назад, плечи двигаются вверх вниз.
11. Голова исполняет крест, в параллель движение таза.
12. Аналогично исполнить квадрат.
13. Аналогично круг.
14. Оппозиционный крест.
15. Аналогично оппозиционный квадрат.
16. Голова исполняет повороты вправо, влево, одновременно движение грудной клетки вперед назад.
17. Голова исполняет круг, одновременно круг кистями, руки во второй позиции.
18. Круг головой и круг предплечьями.
19. Наклоны головы вперед назад, одновременно battement tendu правой ногой.
20. Крест головой с одновременным трамплинным сгибанием и выпрямлением коленей.

Упражнения на позвоночник и общее развитие тела.
Положения корпуса. Тренировочные комбинации.

  • Arch (Арка). В этом движении происходит изгиб позвоночника назад, голова продолжает линию спины и не запрокидывается. Сначала необходимо тянуться вверх и затем отклонятся назад, не сдвигая бедра, оставляя поясницу неподвижной. Это движение аналогично port de bras назад в классическом танце.
  • Curve (Изгиб). Изгиб верхней части позвоночника вперед или в сторону. Начинается с движения головой и исполняется до точки, расположенной в "солнечном сплетении". Иногда curve исполняется ниже до уровня поясницы. Основное требование исполнение "через верх", т.е. первоначально вытянуть позвоночник вверх, а затем наклониться вперед или в сторону.
  • Flat back (вперед, в диагонали, с разворотом корпуса, с уходом в выпаде, переходы в диагонали через bounce и ровно). Положения, в котором спина, голова и руки составляют одну плоскость. При наклонах в сторону очень важно наклонять торс без изгиба в грудной клетке. При наклоне назад невозможно достичь угла наклона 90 градусов (как это происходит при наклоне впереди в сторону), но необходимо стремиться наклониться как можно ниже, сохраняя прямое положение спины. При сгибании коленей и максимальном наклоне торса назад (hinge позиция) возможно, что плечи исполнителя практически касаются пола. Но даже при этом наклоне нельзя прогибаться в пояснице или запрокидывать голову назад. Распространенной ошибкой является непроизвольное округление спины, особенно у начинающих исполнителей. При наклоне в сторону не должно быть изгиба в грудной клетке, линия наклона на уровне талии. При всех наклонах ноги являются опорой, а угол между торсом и ногами составляет 90 градусов. Очень распространенной ошибкой является отведение бедер в противоположную от наклона сторону.
  • Deep body bend ( Глубокий наклон на 120°)
  • Bounce. Трамплинное покачивание. Boune (через flatback), Drop, Deep body bend
  • Hinge
  • Side stretch. Наклон в сторону, при котором грудная клетка изгибается. Руки могут находиться в третьей позиции или же при наклоне вправо правая рука в подготовительном положении, левая рука в третьей позиции. Все наклоны могут сочетаться с demi и grand plie, подъемом на полупальцы, одновременным подъемом ноги на 45 или 90 градусов.
  • Twist торса. Движение, начинающееся с закручивания плеч, за которыми поворачивается торс, изменяя плоскость своего расположения, бедра при этом остаются неподвижными.
  • Спирали. К этой группе относятся движения, развивающие подвижность позвоночника. Спирали - это внутреннее движение, оно начинается с поворота таза, приводящего в движение позвоночник. Происходит скручивание позвоночника вокруг своей оси, распространяющееся снизу вверх. Изучение этих движений начинается сидя. Положение ног при этом может быть различным. (Подробнее в разделе "Уровни"). Основное внимание педагогу необходимо уделить тому, чтобы движение начиналось именно с поворота таза и постепенно захватывало весь позвоночник; последним в движение приходит плечевой пояс и голова.
  • Сontraction (вперед, side). Deep contraction. Side contraction / Боковое сжатие
  • Release, high release (из положения внизу. волной, с перегибом назад ).
  • Roll down и roll up. Roll down представляет собой постепенное, начиная с наклона головы, закручивание торса вниз, причем все позвонки, один за другим, должны быть включены в это движение. Roll up обратное движение, подъем и раскручивание позвоночника в исходное положение. Основное внимание при исполнении необходимо обратить на последовательное распространение движения от головы вниз по всем позвонкам, при этом последним позвонком, включенным в движение должен быть копчик. При исполнении roll down нижние выступы тазовых костей должны быть направлены вверх.
  • Body rolls ( глубокий всем корпусом, снизу, сверху, в стороны), Body roll dolphin - во второй широкой и в 4 параллельной с уходом назад - сначала грудная клетка, затем голова и корпус. Body roll волна сверху вниз - очередность - голова как бы подныривает под перекладину, грудная клетка, таз, колени Деми плие - далее можно выпустить волну вынув одну ногу/Боковая волна сверху вниз: колени мягкие, наклон головы, плечи, таз, подставка ноги в исходное положение.
  • Swing - Свинг (раскачивание) - руки поочерёдно из 5 позиции, с головой, со стороной и коленями, вниз с коленями и корпусом
  • Jackknife
  • Lunge (выпад) - вперед, в сторону, назад , обе стопы полностью прижаты к полу, из батман тандю, из жетэ, вывод ноги со скольжением. Комбинация: фондю вперед, lunge, фондю в сторону с заворотом бедра (figure 4), фондю назад, lunge назад, фондю в сторону с заворотом бедра, lunge в сторону - фондю в диагональ в стопе флекс - свинг руками, изменение ракурса lunge.
  • Tilt (угол) - 2 варианта: только кости таза и смещение позвоночника полностью. Во время исполнения tilt (угол) позвоночник является центральной осью тела, но эта ось несколько смещается от строго вертикального положения. То есть корпус, сохраняя прямую линию, отклоняется вправо и влево.
Tilt может исполняться и на одной ноге. Другая нога в этот момент может быть в положении "у колена"
или быть открытой в любом из направлений. В технике Л. Хортона очень часто употребляется термин "Т- позиция". Суть его состоит в подъеме ноги приемом developpe или releve lent на 90о и одновременном наклоне торса в противоположном направлении. При этом торс, голова и "рабочая" нога составляют одну прямую линию. Наклон торса к опорной ноге происходит за счет сгиба в тазобедренном суставе. Первоначально "Т-позиция" изучается с отведением ноги назад как самый простой вариант. Иногда это положение называют lay out. Затем
с открытием ноги в сторону. Последней изучается форма с открытием ноги вперед и отклонением торса назад.
  • LayOut (наклон корпуса в противоположную ноги сторону, вперед front, Side (lateral)+ с наклоном корпуса вперед, back, ), LayOut без опускания ноги на пол.
  • Drop
  • Swing В движении swing означает моторно ритмическое раскачивание всего тела целиком или его отдельных частей. При исполнении свинга необходимо добиваться полной расслабленности тела. Важной особенностью исполнения свинга является его взаимосвязь с дыханием, падение исполняется на выдохе, подъем на вдохе.
  • Jarry roll
  • Shimmy (спиральные движ. по 8)

Джазовые упражнения на развитие навыков

  • Упражнение магнит
  • Упражнение спираль
  • Упражнение на баланс - рисуем ногой, переходим в партер на 2-3 точки.
  • Упражнение арабеск - аттитюд - перекат - поднимаем арабеск 90 градусов нога назад, далее аттитюд сгиб колена и параллельный аттитюд - поворачиваем плечи и уходим одним плечом вниз с ровной спиной и руками в сторону - не опускаем колено поднятой ноги и держим спину -линия сины и колена единая, далее уход в перекат. (не допускать колено "собачка под дерево").
  • Mattox jazz dance technique


Джазовая комбинация АЯКС

Кач голова - голова и плечи - релиз дроп вниз - ноги выпрямили и обратно в плие и вверх. Далее с родном рукой , после подъема руки вверх в диагональ - к груди - арч - подьем с шимми плечами. Вращение - плечо - локоть - рука - плечи - ралеве, рукии вверх - флэтбэк в диагональ - партер в диагональ - выгибание в спине - флэтбек в диагональ - дроп кач 3 - выпрямление спины параллельно полу и ног - ноги на 2 широкой, корпус вниз и ладони за корпус с выпрямленными ногами. 2 позиция ног -Roll down - свинги в стороны - side stretch - контракшн и релиз в диагонали и в стороны - ралеве - hinge- flatback - deep body band - release вниз на плие - стрейтч - roll up - вторая исходная - изоляция грудной клетки в стороны - спираль - спираль + изоляция в диагонали - свинг руками вперед - свинг с головой в стороны + плие рессора - свинг вперед - контракшн - керв - арч - body roll вперед - глубокий контракшн - пор де бра (руками поочередно) - выход в сторону в плие руки в 5 позицию - свинг вперед - руки jazz hands сверху вниз - свинг ногой поочередно...

Упражнения в партере и отработка элементов на нижнем и среднем уровне.
Упражнения на растяжку


Упражнения для позвоночника в партере:
наклоны торса; изгибы торса; спирали; body roll ("волна"); contraction, release, high release;

Наиболее рационален следующий порядок изучения:
Первоначально во frog-position, как самой легкой, затем в первой позиции, а затем в порядке возрастания сложности позиции
во второй, четвертой, пятой позиции и, наконец, "стоя на коленях". Сложность каждой позиции зависит от трудности удержания вертикального или нейтрального положения позвоночника, когда спина строго перпендикулярна полу, голова продолжает линию позвоночника, поясница подтянута и от макушки до копчика сохраняется прямая линия без изгибов. Каждая комбинация может состоять из нескольких движений различного характера.

Упражнения stretch характера (растяжение) используются в основном в партере для выработки шага и выворотности. Эти упражнения используются обычно в середине урока, когда двигательный аппарат достаточно "разогрет". К этим упражнениям нужно относиться очень осторожно, поскольку существует очень большая опасность травм. Однако некоторые упражнения stretch характера используются в "Разогреве" и не только для растягивания мышц ног, но и боковой поверхности торса, задней поверхности бедра и других частей тела..
Упражнения stretch характера исполняются:
А) у станка
Б) на середине зала
В) в партере
У станка это могут быть растяжки в положении "нога на станке" или " нога на полу". В ниже приведенных рисунках показаны возможные варианты позиций растяжек около станка. Эти растяжки используются, как правило, в конце "Разогрева", когда все мышцы ног достаточно разогреты и исполняются в медленном темпе двумя способами, либо пульсирующее покачивание, либо фиксированный наклон в течении не менее 20 сек.

- ноги в стороны, руками тянемся к полу - далее глубокое плие на развернутых носках (паучок) - далее ноги вместе, колени втянуты, наклоны к ногам
- выпады в стороны (колено передней ноги не заходит за пятку)
- бабочка, складка в бабочке
- складка по 6-й позиции + с сокращ. стопами
- ножки в стороны, шагаем руками вперед и складка вперед, наклоны к ногам, далее наклоны боком
- заворачиваем одну ногу за себя и ложимся вперед
- лягушка (ноги образуют ровный ромб)
- ! руки напол, медленно раскрываем руки в стороны, садимся на шпагат. НЕ заворачивать носки вперед и коленки, спина ровная, ноги образуют одну ровную линию. Проверка: одна рука вперед, вторая назад, плечи и таз ровно на одном уровне с пятками.
- лежа ноги вверх работаем стопами
- лежа нога вверх в сторону, меняем ногу (8-10 раз 3 подхода)
- лежа ноги в бабочку, раскрывакем в поперечный шпагат
- часики лежа - одна нога вверх - в сторону - вниз, вторая вниз, в сторону, вверх (затягивать пальцы!)

3 ВИДА СВИНГА в партере : открытый закрытый, кольцо, облет
Свинг в партере - подводящие упражнения - кладём ногу с согнутым коленом на пол, противоположное бедро не отрываем. Закрытый свинг - дуга, в крайней точке слегка сгибается колено. Важно сохранять характер качелей. Открытый свинг до крайней точки, принцип качелей! Колено согнутое на месте ( глаз в потолок), нога выпрямленная, пятка смотрит в потолок. Переход из открытого в закрытый. При переходе необходим импульс от согнутой ноги. Свинг кольцо - с поворотом корпуса. Рука описывает полукруг по полу, нога сгибается.

Книжка. Исходное на бедре, ноги согнуты в коленях. Левая на стопе правая огибает левую собой. Далее правая вперёд, левой толкаемся.

Back Falls & Front Falls


Упражнения на растяжку

Динамичная растяжка
Динамичный стрейчинг Комбинация 1 - Стрейчинг в стороны - флэтбэк - руки на пол, ноги прямые, перенос вес тела с рук на ноги и обратно - вывод ноги наверх и к руке - стрейч в упор лежа и волна тазом к полу - наверх - гранд плие, корпус к ногам, рол даун -рол ап - выпад вперед - выпад в сторону - параллель, подворот одной ноги на угол 90 градусов, вторая прямая, тянемся в стороны, ронд и кладем корпус на лопатки - возврат (руки 5) - 2 ноги вперед и вместе, тянемся к ногам - фрог позиция - ноги впереди, по одной поднимаем вверх и тянем - руль (одну ногу, согнутую в колене заводим за вторую прямую на полу, далее ее тоже сгибаем и разворачиваем корпус) - аттитюд в партере (ноги спереди и сзади согнуты в коленях), тянем корпус к полу - исходная

Релаксирующая растяжка - принцип освобождения и полного расслабления мышц и суставов. Свободный позвоночник - не зажатое положение для растягивания.
Релаксирующий стрейчинг Комбинация 1 - рол даун - выпад в сторону и наклон вперед - паучок, наклон вперед - нога прямая, вторая поджата расслабляющие наклоны - ноги в стороны наклононы - фрог позиция - стоя ноги прямые, корпус к ногам.

Статическая растяжка - растяжение определенной группы мышц длительный отрезок времени
Статический стрейчинг Комбинация 1 - статика стрейч в сторону - к ноге , ноги во второй широкой - дип боди бэнд - одна нога под себя, вторая прямая, стопа флэкс, корпус тянем наверх и к выпрямленной ноге - встаем на колено и берем стопу этой задней ноги противоположной рукой - ноги прямые одна впереди, вторая сзади, корпус вниз, стопа передней ноги на себя - положение руль - флэтбэк - исходная


Все виды упражнений на растяжку

Батманы, кики, затяжки

GRAND BATTEMENT И KICK
Броски ноги на 90 градусов и выше не выделены в особый раздел урока, но в практике, обычно после Адажио, задается комбинация с использованием grand battement и
kick. Kick (пинок) это бросок ноги через проходящее passe или cou de pied и напоминает grand battement developpe. Исполняется вперед, в сторону и назад по параллельным и выворотным позициям. Эти броски часто соединяются со вспомогательными шагами, такими как square ( шаги в demi plie по квадрату), pas chasse, pas de bourree, step ball change, а также с вращениями.

Гранд батманы крестом вперед, в стороны (по 4 варианта коленей), назад (5 вариантов, layout + со сгибом в опорном колене, глубокий, корпус в наклоне, руки на паркете, twist (с разворотом корпуса, нога чуть согнута в колене)
Fan - круговой мах ногой с корпусом в противоположную от ноги сторону.
Fan kick - круговой мах ногой c ударом. На 45 градусов кик - ронд андеор - шаг.

- Гранд батманы в квадрате. Гранд батманы с затяжкой руками.

ТИЛЬД (шпагат в воздухе) и складка, затяжка вперед
ПОДВОДКА к Тильду. Лежа ноги вверх работаем стопами. Лежа нога вверх в сторону, меняем ногу (8-10 раз 3 подхода). Лежа ноги в бабочку, раскрываем в поперечный шпагат. Часики лежа - одна нога вверх - в сторону - вниз, вторая вниз, в сторону, вверх (затягивать пальцы!)
- стоя ножка выворотно, забрасываем ногу в поперечный шпагат, захватываем рукой (Нога смотрит четко в потолок! Если будет опускаться вперед - это складка). Далее пробуем убирвать руку от ноги. Далее вывод через девлопе ноги без помощи руки.
- Сложный вариант руки в стороны, корпус в наклоне, выводим ногу наверх в шпагат в воздухе
ФЛАЖОК
- ПОДВОДКА ФЛАЖОК. - На шпагате тянемся к ногам противоположной рукой - На полу лёжа тянем ножку в колене к себе - мах ногой в сторону в упоре руками в партере - на полу мах ногой и поймать ногу рукой лёжа.

Все виды киков

Вращения и повороты

Пируэты для новичков: Из 4 позиции (андедан в право на левой ноге ) стопы параллельно, колени согнуты, руки в А позиции - ловим точку, тело движется быстрее головы, плие -ногу на пасэ, движение рэтире ("карандашиком ведем по опорной ножке"), большой пальчик свободной ноги укладываем под колено, опорная нога на релеве - пятка высоко от пола - руки в 4 позицию, с закрытими глазами тренируем, тренируем выход на ралеве, макушка наверх, спина ровная, форс рукой (резкое закрытие руки ), тренируем в половину (андедан-андеор), поворот корпуса с руками в А позиции, далее полный круг (нога на пасе!).

Повороты. Упражнения: - плие и вверх на полупальцы руки в 1-ю позицию на 7 плие на 8 исходная.- Баланс на поочередно на одной ноге, вторая в пассе, руки в первой позиции - Вскок на полупальцы на одной ноге, вторая в пассе- Медленный поворот с фиксацией головы и ловлей точки - голова последняя уходит и первая приходит. - Вращение с переступанием ног на 4 счета- Отработка форса ведомой рукой из 3 позиции. Сначала по 4-м направлениям, потом по 1 и 4 точкам зала. Далее целые повороты, завершаются в 4 позиции

Вращения - пируэты - фуэте - этапы: Голова! (точка, последней и ловит точку), Равновесие (закрытыми глазами) на ралеве и в пасе встаём пробуем, центральна ось держим, встаём в 4 позицию, задаём форс в корпусе в руке форс. Андеор и андедан- вправо на левой ноге- 2 типа вращений с двух типов ног в пасе. Тренируем полкруга и возврат.

Пенсл тур, пасе тур, аттитюд тур, болчейнж и чередуем туры , потом ещё компас тур, спин-вращение с продвижением, шене. Пивот поворот.


Все виды пируэтов

Прыжки

Техника прыжка и подготовка и подводящие упражнения для развития прыжков:

- Подготовка и развитие стопы и голеностопа. Раскатка, массаж стопы с помощью гантели, тен.мяча, лент (натягивание и отпускание подушечки и пальцев стопы) карандаш (зажим пальцами карандаша и натяжение подъема с карандашом). Упражнение 1 на стопу: деми-поинт - поинт с заворачиванием пальцев и постановкой на подъем - деми-поинт - пятка на полу исходная. Упражнение 2 на стопу: деми-поинт - prance резко и интенсивно (подъем вытягивается, пальцы загибаются внутрь) - деми-поинт - пятка на полу исходная. Упражнение 3 на стопу: деми-плие - вскок на полупальцы (вариант с ногой в пасе, важна последовательность: сначала вытягиваются колени, потом отрываются пятки от пола и вниз опускание: сначала ставим пятки потом сгибаем колени).

- Техника прыжка - естественная позиция ног, пятки прижаты к полу, стопа равномерно распределена на полу, колени направлены по линии среднего пальца стопы, деми плие, копчик опущен вниз (прогиб в пояснице нивелируется), сильный центр, в воздухе подъемы и пальцы натягиваются. Аналогично по первой открытой позиции. Упражнение комбинация прыжков по параллельной и развернутой первой позициям.
- Прыжковая тренировочная комбинация - прыжки по параллельной и развернутой первой позициям на месте с разворотами, со свингом в корпусе (в сторону и вниз).

- Прыжок с наскоком. 2 простых прыжка, прыжок-наскок на одну ногу - пробежка 2 шага и обратно назад.
- Прыжок с наскоком в сторону. Руки через L позицию.
- Комбинация прыжков с наскоком Крест на месте вперед, назад, в стороны.
- Прыжки с ноги на ногу Prance вперед
- Прыжки с ноги на ногу Prance в стороны через Сюр Ле Ку Де Пье, руки открываются во вторую позицию.
- Прыжок Passe Hop . Руки 3-я - далее 2-я - L (через петлю).

  • Гранд батманы с прыжками
  • BARREL JUMP - прыжок- бочёнок
  • Toe touch - прыжок разножка, прыжок в поперечный шпагат. Подводящие упражнения: air freeze с корточек (выпрыгивание наверх из положения сидя - руки наверх, носочки натянуты), махи в сторону с ровным корпусом ( + у станка или с партнером), прыжки с раскрытием ног в сторону, подводящий шаг к 6 позиции ног, прыжок Toe touch (разножка) с партнером.
  • Прыжок в шпагат (прыжок в тилт). Подводящее упражнение с согнутым коленом и зашагом(развернутая стопа через носок).

Все виды прыжков

Кроссы (перемещение в пространстве зала)

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ( CROSS) - эта заключительная часть урока. Ее цель развить такие качества как танцевальность, ощущение стиля, координацию.
CROSS это самая импровизационная часть урока, каждый педагог задает те шаги, вращения и прыжки, какие считает необходимыми. Эта часть урока сродни allegro урока классического танца, однако, необходимо отметить, что современный танец очень осторожно относиться к прыжкам, особенно "большим". Техника прыжка и вращения с небольшими изменениями полностью заимствована из классического балета. Поэтому в основном педагоги используют комбинации шагов, вращений, и в меньшей степени прыжков. КРОСС обычно исполняется по диагоналям класса или по кругу. В зависимости от задач урока, КРОСС может быть в различных манерах и стилях современно танца, например,
с использованием шагов примитива, т.е. афротанца. С использованием элементов латиноамериканского танца. Возможны кроссовые комбинации с элементами, заимствованными из танца модерн, т.е. с использованием падений, перекатов на по
лу и т.д. При всех видах КРОССА желательно выдерживать один стиль и манеру
движения.
ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КРОССЕ
1.Шаги
2.Прыжки
3.Вращения
ШАГИ
1.Шаги примитива (афротанца)
2.Шаги в джаз манере
3.Шаги в рок манере
4.Шаги c мультипликацией
5.Канканирующие шаги
6.Связующие и вспомогательные шаги

Акробатические элементы

Мостик, акробатический мостик ноги вместе (колени вперёд). Мостик - поочерёдно отрываем от пола руки и ноги. Перекаты мостиками.
Затяжка ноги в сторону

Бланш - стойка на руках, ноги под углом 90 градусов вместе
Курбет - на руки и отскок назад Stug jamp.

Циркуль (Вертолет) вращение - подводящие - ноги врозь наклоны вперед и к ногам - выпады - выпрямление передней ноги - элемент выполняется в одной плоскости (для тренировки можно захватывать предмет на полу), вытягиваем себя с помощью рук и рисуем ими круг, добавляем ноги.

Все виды акробатических элементов

Комбинации и импровизации в джазе


Комбинации по афроджазу

Комбинация афроджаз 1 Садимся в присед на полупальцах, руки в стороны, разминка головы - встаем через прямые ноги, волна вверх и вниз - дип (руки в стороны) и арч (7) - быстрые переступания - Роняем корпус - релиз - флэтбек - диагональный хлыст - арч - центр - 4 дип контрактнш, арч - Ронд руками , наклон руки вверх, прыжок руки на полу , выход на среднем уровне в 4 позицию - переступания с шагом вперед -ноги 2 широкая - заводим руки за ноги, выпрямляем/сгибаем ноги.

Комбинация афроджаз 2
Комбинация афроджаз 3

Кроссы:
1. в баунсе - степ степ "обжигаемся"
мельница в руках, позиция коллапса
2. степ - ноги на носочках заворачиваем бедрами
3. стороной руки в плоскости - в ногах крест
4. крест с переступами - поворот прыжок -нога прямая корпус к ноге руки назад


Комбинации по сценическому джазу

Кроссы:
плие - флэт- боковой шаг с вращением плечей 4 шт
степ-степ - ронд бедрами - контракшн -2 -бродвейский поворот 2 - хип фолл

Построение занятия по джазу. Тайминг.

При подготовке занятия, необходимо разделить материал на части и определить для каждой из них время. Нет необходимости каждый раз обязательно использовать все разделы урока, возможна более детальная проработка двух, трех разделов.
Примерное распределение времени при полуторачасовом занятии:
1
Разогрев
5-10 минут, 5 % занятия
2
Изоляция
10-20 минут, 10-15 % занятия
3
Упражнения для развития позвоночника и растяжка
10 минут 5-10% занятия
4
Партер
15-20 минут 10-20% занятия
5
Кросс
15-20 минут 10-20% занятия
6
Комбинация и импровизация
15-20 минут 10-20% занятия

Видео по джазу