Модерн, постмодерн, контемпорари


Терминология модерна и современной хореографии, технические особенности.

Модерн

Когда внутренняя жизнь в танце не развита, развивается «бесплодие», а недостаток мотивации приведет к бессмысленности движения, бессмысленное движение - к упадку.

(Марта Грэхем)

Основные принципы модерна

Модерн -общее название танцевального искусства, преимущественно первой половины ХX века, основанный на классическом танце современный вид танца,

который включает в себя элементы всех танцевальных направлений, а также элементы йоги, гимнастики, акробатики и даже восточных единоборств.

Это танец свободный, инерционный, динамичный.

Два основных определения современного танца:

сontemporary предложенный для обозначения европейского современного танца) и

постмодерн (термин, предложенный для обозначения американского направления)

Основное отличие всех техник модерна - использование гравитации и работа с весом тела, отсутствие стремления скрыть усилие, затрачиваемое при

движении, нарушение вертикальной оси держания тела, фокусирование внимания на центре тела и работа с ним.

Основные танцевальные техники: авторские техники, Релиз, Перфоманс, Импровизация, Контактная импровизация.


Основные термины контемпорари, модерна

Isolation (изоляция) - каждая часть корпуса образует свое собственное изолированное поле напряжения и центр движения.

Relax релаксация - необходимое для изоляции соотношение напряжения и расслабления в отдельных центрах.

Contraction контракшен Сжатие к центру, общее и изолированное.

Release релиз Растяжение от центра, может быть общим и изолированным.

Collapse Коллапс — позиция корпуса (разрушение, изнеможение) позиция Коллапса означает, что верхняя часть корпуса до талии вместе с головой более или менее наклонены вперед, колени также согнуты, таз может свободно выступать назад.

Coordination координация Если одновременно изолируются и активизируются несколько центров. Это является вершиной африканской эстетики танца, т.к. посредством ее из отдельных изолированных движений возникает новый образ движения.

Opposition и parallelisms Оппозиция и параллельность. Различные центры могут двигаться в одном направлении, т.е. параллельно, как и в разном – оппозиционно.
Impulse импульс Изолированный центр вовлекает в движение другой центр. Сначала движется один центр и только затем приводиться в движение другой центр. Вариант координации.

Multiplication мультипликация Это явление параллельной техники изоляции. Как при помощи изоляции корпус распадается на свои центры, так и при мультипликации «целостное простое движение» распадается на несколько движений. Мультиплицированный шаг (стэп) называется дубль. Если вводятся два движения, то это триплет. Возможно и дальнейшее увеличение.

Shake Шейк (трясущие движения плеч и спины)Это пример импульса. Вызывается шейк вращением лопаток. Эти импульсы далее вызывают движение шейка в грудной клетке и спине. Постепенно начинается сотрясаться корпус. В африканском танце – это явный признак того, что танцор достиг состояния экстаза.

Bump Толчок таза вперед.

Slide Слайд (скольжение) Ровное скольжение на нагруженной ноге или обеих ногах одновременно. Движение начинается от бедер наружу с согнутыми коленями, и поза коллапс сохраняется.

Body Боди (корпус,тело) Применяется к туловищу , когда верхняя часть туловища и колени согнуты.

Body roll Боди ролл (рулон). Волнообразное движение всем телом.Туловище как бы сворачивается в рулон, начиная с головы, плечи, пояс на согнутых коленях, руки опущены вниз в положение Droop.

Kick Кик. Удар ногой или пинок.Можно применять в различных комбинациях (очень похоже на jete в классике), отличие – не только вытянутая стопа( Point), но и сокращенная (Flex). Бросок ноги через пассе в любом направление.

Rubber leg.«Резиновая нога». Это движение известно как движение «чарльстон». При этом оба бедра, оба колена и обе стопы поперем енно поворачиваются вовнутрь и наружу. Популярно выражаясь, преувеличенное «О» в ногах чередуется с преувеличенным «X».

Drop Дроп (падение или уронить голову или руки). Падение в расслабленном виде всего корпуса , либо его отдельных частей тела

Walking turn Валкинг тур. Поворот с шагом. Здесь можно рассмотреть несколько видов туров, хотя в джазе применяются только два вида поворотов. 1.Одна нога при повороте не отрывается от пола. 2. Обе ноги в повороте отрываются от пола. Валкинг тур – обе стопы в нейтральной позиции ног 1-й шаг – правая нога делает шаг вправо, 2-й шаг правой стопы с поворотом, левая стопа перекрещивается с правой с переносом тяжести на левую и тот час делается поворот на левой стопе.

Skipping turn Скипинг тур. Поворот с прыжком. Скипинг тур состоит из шагов и прыжка ( hop). Шаг – правой ногой вправо, нп ней подскок. Левая стопа ставится крестом перед правой и с поворотом идет подскок на левой ноге, шаг правой ногой и подскок или прыжок.

Pivot turn Пивот тур. Поворот на месте. В джаз пируэтах обе ноги согнуты в коленах, правая нога – опорная, левая – рабочая – перед правым коленом. Верхняя часть корпуса в коллапсе, голова опущена к груди. Руки во 2-й поз., или перед грудью. Тур проводится вправо или влево как в классике.

Air turn Эр тур. Поворот в воздухе. Это прыжки в повороте, прыжок на одной ноге, прыжок с одной ноги на другую, отталкивание двумя ногами и приход на две ноги. Ноги в повороте согнуты и положение коллапс сохраняется. В сценической хореографии возможно использование классических пируэтов.

Thrust Труст. Толчок ногой

Swing Свинг. (раскачивание тела и его частей). Раскачивание тела и его частей.

Head tiff Head trust Head accent. Толчки, броски и акценты головой.Все движения головы могут исполнятся медленно и непрерывно, а также быстро и толчкообразно. Связк4а наклонов, подъемов, поворотов, например, голова опускается вниз, поворачивается вправо, наклоняется назад, поворачивается влево и возвращается в положение прямо.

Sundari Зундари. Перемещение всех шейных позвонков в сторону, назад, и вперед. Это движение пришло из индийского танца. Голова в положение прямо неподвижна, активны только шейные мускулы, они расслабляются или сокращаются.

Twist Твист. Изгиб.Любое движение, связанное с изменением направления движения. Например: одно плечо вперед, другое назад. Но движение красиво выглядит, когда находишься на низком уровне повороты торса вправо или влево (закрутка в спираль), как бы хочешь дотянуться до самой дальней точки.

brash Браш. Шаркание изолированнойВынос ноги на носок на 45* или 90*, аналогично батману. Можно применять в различных комбинациях.

Layout Лей аут.Подъем прямой ноги без изоляции торса, торс параллелен полу. Можно применять в различных комбинациях.

Katch step Кеч стэп. Шаг. Разновидность шага,( три шага на месте) при котором вес тела перемещается с одной ноги на другую, на без движения вперед. Простая (основная) форма: левая стопа вперед, правая — сзади, нагружена, левая стопа с нагрузкой на месте. Шаги выполняются на согнутых коленях и коллапс.

Step boll change Степ болл ченч. Шаг, полупальцы, перемена, движение аналогично па де буре классического танца.

Flat back Флэт бэк. Плоская спина.Группа наклонов торса, все центры торса находятся на одной прямой, синоним Тейбл топ.

Table top Тейбл топ.«Поверхность стола» Синоним Флэт бэк обычно обозначает наклоны торса вперед.

Limbo Лимбо - наклон торса назад с любого уровня так низко, что исполнитель почти касается плечами пола.

Stretch Стрейтчинг. Растяжка.Группа упражнений связанная с растяжением мышц тела.

Touch Тач. Шаг. Приставление ноги без веса тела.

Flat step Флэт степ. Шаг.Плоский шаг ,шаг полной стопой с согнутыми коленями.

Jump Джамп. Прыжок.Прыжок с двух ног на две ноги по различным позициям.

Hop Хоп. Шаг подскок.

Lip Лип. Прыжок с одной ноги на другую. Применяется в тренаже и в комбинациях.

Push Пуш. Толчок любой частью тела.

Dip body bend Дип боди бенд. Глубокий наклон вперед ( тело наклоняется ниже 90 градусов).

Roll down. Ролл даун. Рулон. Наклон торса вперед, начиная с головы, тело как бы сворачивается в рулон.

Roll up. Ролл ап. Рулон. Подъем торса после Ролл даун; Подъем начинается от поясницы и последней поднимается голова.

Техника движения, основы контемпорари

Свинг - виды и переходы: свинг в оппозицию, с балансом, фуэте, в горизонтальной плоскости, со спиралью в позвоночнике.

Продолженное движение - это движение в потоке. Смена уровней, скорости, точек, из которых стартует поток, добавление пауз.

Спирали в технике Контемпорари - заданное направление и поворот вокруг оси, произнесенное телом одновременно. Необходимо следить за естественностью затухания, чтобы оно не превратилось в продолженное движение по определенной траектории, у импульса есть начало и финал, продолженное движение может длиться бесконечно.

Импакт в технике Контемпорари – это мышечное усилие, затрачиваемое для активизации движения, которое в своем начале имеет максимальную скорость. Важно ощущать разницу между импактом и импульсом.

Дроп в технике Контемпорари - это отпускание веса различных частей тела. Дроп может иметь совершенно разную траекторию. Его можно применять, используя различные образы и ассоциации, пробовать разные направления и части тела, менять уровни и зоны внимания. Для фиксирования ощущений в своем теле можно проделать дроп в горизонтальном положении: пятка, локоть, голова, таз. Пробовать последовательность движений в вертикали: таз, череп, плечи, локти, колени, таз в пол.

Ребаунс в технике Контемпорари - качество движения, которое рождается когда сила реакции опоры воздействует на наше тело.